Разделы сайта: главная страница (новости), блог (ЖЖ), путешествия, полезности, работа, ссылки.

Кольский п-ов, Июль-Август 2008


Главная :: Путешествия :: Кольский п-ов, Июль-Август 2008


Маршрут: Москва — Ярославль — Вологда — Вытегра — Медвежегорск — Беломорск — Кировск — Мурманск — п-ов Рыбачий — Мурманск — Хибины — Кандалакша — Умба — тоня Тетрино — Варзуга — Кузомень — Кандалакша — Петрозаводск — Кириши — Великий Новгород — оз. Шлино (Валдай) — Москва

Длина маршрута: 5500 км из них бездорожья: 15 км — пески, 250 км — камни, 200 км — грунтовки разной степени убитости

Состав: половина маршрута — 8 человек, затем — 6 человек

Протяженность поездки: 15 дней

Транспортные средства: Toyota Land Cruiser 78 (93 года, турбодизель 2,5л в районе 100 л.с.), Toyota Rav4 I (96 года, 2.0 бензин в районе 130 л.с.)

Поломки: небольшие проблемы с подвеской Rav4, устраненные ударами молотка. По приезде в Москву уже оказалось что у Rav4 оторван рычаг задней подвески и требуется замена всех ступичных подшипников. Также одно пробитое колесо и пробитый об камень картер двигателя.

Затраты: приблизительно 15.000 рублей на человека включая затраты на топливо.

Общение с ГАИ: в отличие от юга России, сотрудники ДПС были очень лояльны и за мелкие нарушения не штрафовали. Общались всего с ними четыре раза. Штрафной фонд: 0 рублей.

Прокомментировать отчет можно в ЖЖ: http://kirnar.livejournal.com/1207.html?mode=reply

Остальная информация — по мере рассказа

Выезд состоялся в районе 6 часа утра из Москвы, дабы миновать все пробки. По пустой дороге быстро промчались мимо Сергеева Посада, Переславля-Залесского, Ростова, Ярославля и остановились пообедать в славном городе Вологда.

Город оставил очень приятное впечатление — почти каждый дом — достопримечательность. Например этот:


И этот тоже:



Обнаружили забавный клон Макдаков, но ни цены ни вкус не соответствуют знаменитым вкуснейшим блюдам настоящих ресторанов Mc'Donalds:


Дороги, что до Вологды, что дальше, в Вологодской области — просто идеальны. На легковой машине можно ехать на скоростях близких к максималке. Трассы абсолютно пустые (1 встречная машина за 10 минут). Милиции соответственно тоже нету. Переночевать остановились, как стало темнеть, на огромном озере в паре километров от трассы. Вообще, мест для ночевки просто великое множество (в отличие от маршрута через Петрозаводск).


Озеро порадовало кристальной чистотой воды, полным безлюдием, но огорчило огромным количеством злых комаров. Пришлось расчехлить москитные сетки и 8 разных средств защиты (спреи, мази) которые взяли с собой.

Наутро держим путь на север — цель максимум — доехать то Кандалакши, но в итоге переночевали не доехав…

Отчасти из-за того, что дорога испортилась:


Отчасти из-за колоритных деревень, мимо которых не хотелось ехать быстро:


Иной раз трасса восстанавливалась до дороги европейского уровня. В Карелии начались обочины из белого песка и елового леса. Уже очень не типичный для Подмосковья пейзаж.

Останавливались в городе Вытегра, сходили в музей — подводную лодку.

Переночевать решили на берегу Белого моря около города Беломорск (около 40 км от трассы):


Наутро, по дороге на трассу, увидели указатель «знаменитые петроглифы» и решили остановится посмотреть. Место интересное, рекомендую к посещению.


Выехав на трассу продолжили движение в сторону Мурманска. Проехали полярный круг, дорога стала более широкой, но качество заметно ухудшилось.

Стали появляться достаточно крутые подъемы и спуски. Транспортная загрузка трассы Петербург-Мурманск практически нулевая.


Полюбовавшись необычным ландшафтом, полярным солнцем отражаемым в бесконечных озерах доехали до города Кировска, где и переночевали в гостинице, дабы отдохнуть с длинной дороги:


Прогулка по городу с пивком познакомила с местным колоритом:


На этом прилюдия к рассказу кончается. Начинается основная часть поездки — посещение полуостровов Средний и Рыбачий и дорога к самой серверной точки континентальной европейской территории РФ.

Так как п-ов Рыбачий является погранзоной — заказали пропуска, что подробдно расписано в статейке «Оформление пропуска в погранзону на полуостров Рыбачий». Получив пропуска поехали на север — в сторону границы с Норвегией.

Это новый мост через залив в Мурманске. Длинна моста около 2 км, по таким длинным и прямым мостам я до этого не ездил:


Километров через 150 уткнулись в погранзону — у нас проверили документы. Сразу за погранзоной уходим направо. Все — впереди нет асфальта и городов, ура!


Через 10 минут попался красивейший водопад:



Дорога резко пошла вверх и на перевалах нас встретил густой туман и удивительный для нас ландшафт — камни, мхи, карликовые березы и огромное количество цветов:

После встречи с первым бродом решили переночевать, дабы с трезвой головой подойти к вопросу штурма водных преград.

Наутро туман рассеялся и погода сделала нам приятнейший сюрприз — безоблачная теплая погода для этих мест — исключение:



Наш скромный лагерь:



 В такую погоду пейзажи просто захватывали дух. Можно сидеть на камне и любоваться:


 В озерах кристально чистая вода. Правда нагнувшись, чтобы умыться, нашли в ручье снаряд от гранатомета в отличном состоянии. Походив по окрестностям набрали еще пуль на сувениры.

Эти перевалы были местами боев во времена Великой Отечественной.


Дорога достаточно тяжелая — но спокойно проходится и жигулями, главное — не терять голову от красот:

А это — бурная тундровая растительность:


Грустные цветы:



А вот и первый брод. Болотные сапоги и здравый смысл позволили пройти около 30 бродов за всю дорогу без потерь.


Были и красивейшие каменистые броды с водопадиками:



Дорога совсем пропала, но GPS уверенно вел нас по генштабовским картами.


Вдали видны ступеньки ландшафта — это суша поднималась из океана по мере таяния ледников несколько тысяч лет назад. На переднем плане — километровые окопы времен ВОВ:

Вот вид этих пород вблизи:


А это — еще одна местная достопримечательность, так называемые «плачущие скалы». Вода продавливаясь сквозь породу выходит наружу тысячами капель. Самое интересное в том, что капли капают с определенной частотой и рождают замысловатый ритм.


Зря мы собирали всю дорогу сухие ветки и строительные деревяшки. На берегу моря оказалось множество мусора. Сначала очень удивились, что в таких удаленных местах кто-то насвинячил, но потом поняли что этот мусор выносится морем.

Среди мусора было великое множество мореного дерева, которое при сгорании давало огромную температуру, и которое очень сложно порубить топором, до того плотное…


Полярный день радует вечным закатом (или восходом). Солнце движется вдоль горизонта но за ним не скрывается. Это около 2-х часов ночи:


Стоянка была просто великолепна — удалось даже наловить океанской рыбы.

Несколько фотографий окружающих мест:





Наутро отправились на конечный пункт нашего путешествия — самую северную точку (мыс Немецкий полуострова Рыбачий). По дороге решено было стрельнуть у кого-нибудь бензина, но нужных людей не нашли. Зато прогулялись по лагерю спецтехники:

Подъезжая к намеченной точке удивились пейзажу, похожему на сцену фантастических фильмов:


Еще немного — и мы на месте — впереди только ледники и Северный полюс (но до него еще 2000 км правда, вброд брать не решились).

Насладившись моментом, жутким холодным ветром с дождем и шумом волн выдвинулись в сторону заброшенного военного городка под названием Мыс Скорбеевский:



Заночевали прямо на берегу океана рядом с прекрасно сохранившимся ДОТом.

Наутро погода совсем испортилась — ветром даже раскачивало машины, мешая спать тем кто в них находился. Так что решено было ехать обратно.

Ехали уже другой дорогой — и опять постоянно останавливались:




Вернувшись в гостиницу и немного отдохнув посетили Хибины:




Хибины пересекли вдоль, пока не уперлись в непроходимое для наших машин озеро-болотце. Подниматься на вершины не стали, так как нас ждало еще много всего интересного — рыбалка на реке Умба, заброшенный аэропорт в тундре…

Под конец нашей поездки решили отдохнуть несколько дней в известном месте — тоне Тетрино. Тоня — небольшое поселение на берегу моря, где занимались рыбными промыслами со стародавних времен.

Местный энтузиаст — Александр Борисович Комаров — восстановил поселение двух различных эпох и принимает гостей.

Подробнее о тоне — контактная информация, телефоны, цены.

Повторюсь — места изумительной красоты:



Условия приближены к прошлому — ни электричества, ни воды. Но элементы комфорта присутствуют, например деревянные шезлонги:



И отличная баня, прямо на берегу Белого моря. Кроме бани есть еще аналог японской нагреваемой бочки, наполняемой соленой водой из моря с водорослями ламинариями. Сидишь в горячей воде, смотришь на море — ляпота!

Кроме того, мы плавали в море на гребных лодках, видели белух, тюлений, множество красивых медуз и чудных рыб.

Недалеко от тони находится самая северная в мире пустыня — образованная в результате деятельности человека больше 100 лет назад. Варка соли и вырубка леса привела к образованию песчаника размерами около 5 на 20 километров по обе стороны реки Варзуга.


Первое требование к машинам при езде по пескам — спустить шины. Мы этим пренебрегли, а зря — пришлось копать.


Ну а потом пришло время возвращаться. Обратно ехали через Петрозаводск и Великий Новгород. Трасса оказалась гораздо более загруженной и некрасивой. Так что всем советую ездить через Вологду.

На прощанье — еще несколько фотографий, передающих атмосферу путешествия:






Связаться со мной можно по e-mail: kirnarski@yandex.ru.